Рецензия на спектакль "Маскарад"

Рецензия от Ольги Малышевой о спектакле "Маскарад" русского драмтеатра имени Лермонтова. Пьесу "Маскарад" Михаила Лермонтова поставил на сцене театра имени Михаила Лермонтова в Алматы бывший алматинец, а теперь - режиссер из Германии - Дмитрий Билов.

Лермонтовский "Маскарад" в театре имени Лермонтова в год столетия самой известной постановки пьесы и специально к EXPO-2017 – тысяча и один повод к тому, чтобы новый спектакль Дмитрия Билова стал крупнейшим театральным событием города и страны. Однако, как обычно, существует и ряд "но".

Публика алматинской русской драмы к Билову относится опасливо: почти год назад его "Андалузское проклятие" зрителей, привыкших к фривольным комедиям и традиционным трактовкам классики, если не шокировало, то удивило – точно. И свой "Маскарад" режиссер написал тем же почерком.

"Маскарад" Билова прекрасен визуально. У режиссера сложился крепкий тандем с главным художником театра Владимиром Кужелем – вместе они уже во второй раз создают лаконичную, даже аскетичную картинку для спектакля. Главный элемент сценографии "Маскарада" - подиум на поворотном круге, который в различных эпизодах служит танцполом, карточным столом, кроватью, даже подобием бойцовского ринга. Подиум окружают стулья (внимательный зритель узнает, откуда они перекочевали в "Маскарад" - пусть будет загадкой), на которых размещаются все персонажи спектакля, не задействованные в отдельные моменты повествования – этим авторы добиваются герметичности, несмотря на то, что действие разворачивается на большой сцене. Композицию завершают рама по контуру задника сцены, которая усиливает эффект "театра в театре" и некая напоминающая богатую люстру конструкция под потолком – которая то опускается вниз, то поднимается, и логика этих движений становится ясна только под конец спектакля, но об этом позже.

Увлекательны в "Маскараде", простите за тавтологию, сцены маскарада. Билов, создававший музыкальное оформление к спектаклю, наложил на одноименный вальс клубный ритм, и под этот микс на танцполе-ринге-кровати персонажи в масках изображают танец совсем не бальный.

Только остается ощущение, что Билов не до конца разобрался, как во все это визуальное и музыкальное великолепие встроить нарратив. Постановщик увлекся невербальной составляющей истории, у персонажей в его трактовке "Маскарада" много физических контактов, в том числе с явным сексуальным даже не под-, а над-текстом. Но заметен диссонанс между этой невербальной составляющей и непосредственно вербальной: что и как делают и что и как говорят актеры – никак не монтируется друг с другом.

Начать с того, что в спектакле Билова не читается, кто главный герой. То есть это понятно как раз визуально: Арбенин – единственный персонаж, кто на протяжении действия не носит маску. Но Сергей Уфимцев своему Арбенину не дает никакого развития, он одинаково дерзок и уверен и в начале истории, и в конце ее. И только финальная точка расставляет все по местам: когда Неизвестный надевает на Арбенина маску, а сверху на героя спускается та самая люстра, о которой уже шла речь выше (тут осеняет: чем конструкция ниже по ходу действия, тем ближе персонаж к безумию, но как понять это раньше из существования актера на сцене?).

У Виктории Павленко в роль Нины (это, кстати, уже третья ее Нина в репертуаре "лермонтовки" – после "Старшего сына" и "Чайки") случается попадание только в сцене гибели героини. Вообще финал у "Маскарада" мощный, но опять же – благодаря музыкальному и визуальному решению: когда убитый горем Арбенин тянет за собой тело жены, Билов включает такие басы, которые чувствуешь печенкой – это не для ума и не для сердца, это ощущение чисто физиологическое, как на рок-концерте. В нем есть некое мазохистское удовольствие.

В некоторых же сценах, где на основной план выставлена работа актеров, не покидает ощущение, что происходящее врезано в спектакль из каких-то репертуара этого же театра комедий: князь Звездич (Роман Жуков) и баронесса Штраль (Татьяна Эйнис) и она же и Шприх (Михаил Токарев) ведут себя так фривольно и так деланно интонируют, что становится невыносимо скучно: это все было, столько раз уже было.

Оказалось ли режиссеру неинтересно работать с труппой, или не хватило ресурсов, чтобы привести актерские образы к концепции спектакля, по большому счету уже не так важно: премьера "Маскарада" состоялась. Вероятно, это не тот "Маскарад", которого ждал консервативный зритель "лермонтовки". Но это тот спектакль, который интересно разбирать и обсуждать, и в котором число (пусть и сосредоточенных в одной только внетекстовой плоскости) любопытных находок превышает число (вероятно, преодолимых) неудач.

Взят из http://today.kz

Купить билеты на этот спектакль можете здесь: https://ticketon.kz/event/maskarad-tl

предыдущий следующий